augean_stables: (Default)
[personal profile] augean_stables
Россияне, которые считают копейки, должны обрадоваться: Владимир Путин вспомнил, что цены растут быстрее, чем у него в бумажках, и велел догонять.
photo_2025-01-16_12-44-53.jpg
Дисбаланс бюджета будет закрываться за счет денег граждан

Стало известно о великой милости, которую московский царь явил своим холопам: прежнее решение индексировать пенсии и многие другие соцвыплаты с 1 января аж на 7,3% — так бояре ещё недавно оценивали удешевление российской деньги на протяжении прошлого года — высочайше изменено: будет 9,5%, так как по «окончательным» данным российская деньга обесценилась как раз на эту величину. Подьячим велено пересчитать довольствие холопов и инвалидов задним числом за январь и незамедлительно выплатить всё им причитающееся.

Между тем эта новость, конечно, не должна вызывать особых восторгов: реальный рост цен в России за прошлый год оказался куда бóльшим. И особенно он ударил как раз по тем, кто и раньше сводил концы с концами с трудом. Причины этого всем известны: военные расходы растут, налоги увеличиваются; власти сумели обеспечить значительный рост уровня жизни части населения в 2023–2024 гг., но сегодня даже вполне лояльные их сторонники говорят о бюджетной неустойчивости, которая может аукнуться двухзначной инфляцией на долгие годы.

Но нас сейчас интересуют не перспективные дисбалансы, а текущая несправедливость.

Обусловлена она тем, что быстрее всего в прошлом году дорожали как раз те товары и услуги, которые занимают основное место в «потребительской корзине» бедных и среднеобеспеченных россиян. Владимир Путин тут недавно даже не поверил Сергею Собянину, будто бы средняя зарплата в Москве составляет 140–160 тыс. рублей, полагая ее намного большей — но в подавляющем большинстве российских регионов она недотягивает и до 80 тыс. Спрос на базовые товары и продукты — их многие россияне и так потребляют по минимуму — не может быть эластичным, и людям приходится покупать хлеб, молоко, крупы, масло и некоторые другие товары как бы они ни дорожали. Про необходимость оплаты коммунальных услуг, которые в 2024 г. индексированы на 9,8%, а в 2025-м вырастут еще на 11,9%, я уже и не говорю.

Соответственно, предприниматели никак не пытаются сдерживать цены — которые, будем честными, подталкиваются не только их жадностью, но и ростом тарифов.

Так что в прошлом году при официальной инфляции в 9,52%, как её подсчитал Росстат, — большинство продовольственных товаров подорожало на 13-15%, а некоторые и сильней: хлеб и хлебобулочные изделия — на 13,22%, рыба — на 14,93%, молоко и молочная продукция — на 15,74% (а сливочное масло — на 36,23%), овощи и фрукты — на 22,09% (при этом, стоит заметить, привычные для состоятельных людей покупки дорожали заметно медленнее — квартиры в новостройках повысились в цене за год на 9,2%, а новые автомобили в среднем на 11%, а на смартфоны — в пределах 10%). Люди прекрасно видят, что правительственные данные не соответствуют реальной ситуации: Банк России также рассчитывает т. н. «наблюдаемую» инфляцию — и осенью прошлого года она составила 15,3%, более чем в полтора раза превысив официальные показатели. И хотя Росстат бодро утверждает, что в России нет семей, которым не хватает денег на еду, в это сложно поверить, т. к. в Госдуме признают, что почти 20% семей с детьми не могут позволить себе ничего кроме базовых продуктов.

Не стоит сомневаться, что за прошлый год материальное положение всех россиян, получающих лишь пенсии или фиксированные зарплаты служащих и не имеющих подработок, заметно ухудшилось.

Индексация доходов, даже если таковая и изображается как полностью покрывающая инфляцию, не может дать ожидаемого эффекта. В 2024 г., например, и страховые, и социальные пенсии были индексированы на 7,5% (т. е. на инфляцию 2023 г.), но рост цен составил минимум 9,5%. В 2025-м они проиндексированы на 9,5%, и тем самым эффект прошлого года якобы компенсирован — но в течение всего года будет накапливаться новый диспаритет, так как эксперты и бизнесмены ждут лишь дальнейшего ускорения инфляции (замечу, что с 1 по 20 января она составила 0,92%, что впервые с 2022 г. вывела официальную годовую инфляцию за 10-процентный барьер). Доходы беднейших россиян никогда не догонят цены, и выигрывающими от нынешней экономической политики останется меньшинство населения (Игорь Липсиц оценивает их число в 26-28 млн).

Можно ли перевернуть тренд на рост неравенства в современной России? Думаю, нет — потому что «военное кейнсианство» способно обеспечить рост доходов только для активной части населения, готового идти на фронт (здесь приходят на память слова брата министра обороны о «новых молодых богатых») или искать работу в рыночных секторах экономики, борющихся за квалифицированные рабочие руки. Те же, кто не может снова выйти на работу или быстро переквалифицироваться, обречены проигрывать — я оцениваю снижение их уровня жизни в 2024 г. в 4-7%, в 2025 г. оно ускорится до 5-9%. Можно ли приостановить рост цен — хотя это не изменит тренда, так как в таком случае оперативно сократятся и индексации? Думаю, можно, но это потребовало бы скоординированных действий экономического блока правительства, которые сейчас сложно предположить.

Я уже писал об этом, повторю очень кратко. Прежде всего, надо ограничить рост тарифов. До последнего времени в России существовала как бы спираль повышения цен: правительство повышало налоги (например, в 2023 и 2024-м «Газпром» платил дополнительно около 600 млрд рублей в год), что ухудшало показатели госкомпаний — а они шли в Кремль и добивались индексирования тарифов (в 2024 г. газ подорожал на 11,2%). В 2025 г. данный дополнительный налог уже не платится — но индексация составит 10,3% (то же самое касается РЖД, коммунальщиков и многих других). Если бы тарифы были заморожены — например, до 2027 г., — это снизило бы инфляцию на 2-3 процентных пункта в год, а убытки можно было частично компенсировать из бюджета, если бы они стали расти, а еще лучше — сократить издержки, как это, по слухам, происходит в «Газпроме».

То же самое можно сказать и по отношению к банковскому сектору: вместо того чтобы повышать ключевую ставку в надежде сбить рост цен, правильнее было бы ограничить банки в привлечении дорогих депозитов — например, диверсифицировав нормативы резервирования в зависимости от ставки привлечения, и тем самым опустив среднюю ставку по депозитам до 12-13%, после чего стало бы допустимым и снижение ключевой ставки.

Инфляция в России ускоряется, и это становится всё бóльшей проблемой для всё бóльшего числа россиян. Однако, судя по всему, борьба с ней пока не стала приоритетом правительства, так как, с одной стороны, она помогает наполнять бюджет и финансировать военные расходы, и с другой, народец не склонен бунтовать против государя, а значит, на его текущие проблемы не стоит обращать излишнего внимания.


© Владислав Иноземцев

НАПОМНЮ:

Кто в России не спешит разобраться с бедностью, так это Росстат: методики подсчета неимущих таковы, что статведомство только сейчас представляет так называемую «вторую оценку» за 2023(!) год. Первая была предварительной – 8,5%. Сегодняшняя меньше – 8,3%. Окончательная же цифра будет явлена только с четвёртого раза. Что-то подсказывает, что она отразит ещё большие успехи в борьбе с бедностью.

Именно так случилось с данными за 2022 год: предварительная оценка – 10,5%, вторая – 9,8%, окончательная – 9%

Так что пока не верьте глазам своим – бедных в России в 2023 году было совсем не 12,2 млн человек (доход – чуть выше 14 тыс. рублей).

Сейчас Росстат ещё поднатужится
 
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
No Subject Icon Selected
More info about formatting

Profile

augean_stables: (Default)
augean_stables

August 2025

S M T W T F S
      1 2
3 4 56789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 5th, 2025 04:30 am
Powered by Dreamwidth Studios