augean_stables: (Default)
augean_stables ([personal profile] augean_stables) wrote2014-02-27 01:06 am

Четвёртый разговор режиссёра Мирзоева с драматургом Шендеровичем, в присутствии Петрушки

Четвёртый разговор режиссёра Мирзоева с драматургом Шендеровичем, в присутствии Петрушки


http://www.snob.ru/profile/25551/blog/72602

В предвкушении работы над Телеспектаклем "ПЕТРУШКА", режиссёр и драматург продолжают вести на блоге "Сноба" досужие беседы, - разумеется, с участием главного героя...

Разговор происходил 20 феваря 2014.

***

ПЕТРУШКА. Всем цыц!  Молчать! Сейчас я буду говорить!..

(Тягостное молчание).

МИРЗОЕВ.  Говори, Петрушенька, кому и говорить теперь, как не тебе?

ШЕНДЕРОВИЧ. А мне?...

ПЕТРУШКА. Тебе точно нельзя!

МИРЗОЕВ. Да, наговорил уж.

ПЕТРУШКА. И ты молчи!

МИРЗОЕВ И ШЕНДЕРОВИЧ (хором). Ну, хорошо.

Выразительно молчат.

ПЕТРУШКА. Прекратить молчать выразительно!

МИРЗОЕВ. Витя, предлагаю сделать вид, что этого м-ка здесь нет...

ШЕНДЕРОВИЧ. Так его и нет.  Он же наше коллективное бессознательное.

МИРЗОЕВ.  Тогда расскажи, как тебе гостится на Германщине, пережившей нацизм?

ШЕНДЕРОВИЧ. Знаешь, боюсь тебя напугать, но - неплохо. Потому что она его, прости, не пережила, а изжила, и на это ушло несколько поколений... Им, конечно, было, в каком-то смысле, легче, чем нам, - их для начала победили, дав сильный импульс к исправлению. Нам – придется побеждать себя самим…

МИРЗОЕВ.  Вечная история: победитель превращается в съеденного врага. Это что-то пещерное?

ШЕНДЕРОВИЧ. Съели Гитлера и отравились? Медицинский взгляд на вещи. Нет, в том-то и дело, что победили мы всего лишь Гитлера. А фашизм - он как взвесь в воздухе, ею дышишь, и уберечься гораздо труднее. А выхаркать потом из легких – почти невозможно. И вот - побежденный обречен думать, как же это так получилось...  И меняется, и  распрямляется помаленьку… А победитель все колотит себя в грудь с громким криком торжества - и деградирует.

МИРЗОЕВ.  Помнится, Лева Рубинштейн отметил, что в слове "победа", корень тот же, что в слове "беда".

ШЕНДЕРОВИЧ. Это, кажется, упомянуто еще в «Путешествиях капитана Врунгеля»...

МИРЗОЕВ.  Сегодня ночью, когда убивали и калечили народ на Майдане, я всё время думал: эти вооруженные до зубов "победители" ввергают свою родину в страшную беду. Дурак-президент - это не то же самое, что дурак на подмостках...

ШЕНДЕРОВИЧ. Да, «дурак» на подмостках – вещь драматургически полезная: он оттеняет смысл, но не рулит процессом. А Янукович - это какое-то, пожалуй, чересчур назойливое подтверждение мысли Бернарда Шоу о том, что демократия – это гарантия, что вами не будут управлять лучше, чем вы заслуживаете.

ПЕТРУШКА выбегает из-за кулисы и бьет Мирзоева по голове.

МИРЗОЕВ.  Спасибо, Петрушка, напомнил…. Скажи, Витя, как будет выглядеть твой ответ "чемберлену"? То бишь - бесноватому с ВГТРК, товарищу Киселеву?

ШЕНДЕРОВИЧ. Что ты называешь "разговором"? Ты сидишь в зиндане, тебе на голову, на глазах у почтенной публики, льют дерьмо. И ты, подумав, негромко отвечаешь, обращаясь к стене зиндана: знаете, мне кажется, вы не вполне правы... Вот и у нас с Киселевым такой разговор.

МИРЗОЕВ.  Пригласи Киселева в зиндан...  Или хотя бы вызови на разговор того мелкого беса, которым он одержим - это даже проще.

ШЕНДЕРОВИЧ. Неинтересно. И потом, зачем нас уплотнять? Нас тут и так довольно много, в зиндане - тех, которых российская власть в разные времена смешивала с дерьмом. Я тут в потрясающей компании, хочу тебе заметить. Сижу, сам себе завидую.  А бес, кстати, давно не мелкий. Его на наших глазах раздуло во вполне кондиционного, хорошо откормленного беса.

ПЕТРУШКА  Тут я решаю, кто мелкий, кто крупный!

МИРЗОЕВ.  Решай-решай, решала ты наш...

ПЕТРУШКА  Награжу Орденом Первой степени – будет крупный.

ШЕНДЕРОВИЧ. На этот счет есть чудесная формулировка Зиновия Гердта. Когда его наградили Орденом «За заслуги перед Отечеством» Третьей степени, Зиновий Ефимович недоуменно развел руками: то ли, сказал, мои заслуги третьей степени, то ли Отечество… Но когда Орденом Четвертой степени награждают Киселева, - видимо, этой степени уже и заслуги, и Отечество…

МИРЗОЕВ.  Я, Вить, конечно, имел в виду литературный ответ глубоконеуважаемому оппоненту - чтобы вошел в историю русской культуры и уже никогда из неё не вышел. Пусть сидит там, как джин в бутылке из-под "Путинки"

ШЕНДЕРОВИЧ. А вот тут фигушки. Полемизировать по существу можно только с равным. Тот стиль "полемики", который легитимизировало ВГТРК, исключает диалог. На линчевание не отвечают тезисами

МИРЗОЕВ.  Ну, я же не про полемику говорю, Мастер, -  сказал господин с разноцветными глазами…

ШЕНДЕРОВИЧ. Я понимаю… Да ну их к лешему. Я по существу дела все сказал пятнадцать раз. Тут, действительно, важно понимать, что по большому счету я просто пришелся им кстати. Эта истерика - такой же пошлый спектакль, как и обида на опрос «Дождя». Они закатывают под асфальт «Эхо», - вот и все.

ПЕТРУШКА. «Эхо Мацы»! (Бьет по голове). Вот тебе от трудящегося народа, вот тебе!

МИРЗОЕВ. По-моему, это ваш новый гендиректор.

ШЕНДЕРОВИЧ. Одно лицо.

МИРЗОЕВ.  А почему вдруг именно сейчас, да еще в разгар Олимпиады? Кирилл Рогов считает, что они (о, эти мифические ОНИ, эти «олимпийцы») испугались подробных трансляций с Украины... И думаю, Кирилл прав...

ШЕНДЕРОВИЧ. Ну, наводящая мысль о том, что славяне не обязательно должны стоять в стойле, Путину, конечно, понравиться не может…

МИРЗОЕВ.  Товарищ президент думает, что революции распространяются воздушно-капельным путем? Странно. А ему не приходило в голову, что революции создают оторванные от реальности диктаторы, цари-батюшки и пр.?

ШЕНДЕРОВИЧ. Ну, я же говорил о главном отличии Путина от Януковича: у Путина по истории тройка, а Янукович не знает, как выглядит учебник. Конечно, они не видят причинно-следственных связей, - им этого не преподавали там, где они учились.  Они снова ничего не простили и ничему не научились, - и искренне убеждены, что народ, в случае чего, будет есть пирожные…

МИРЗОЕВ.  Любопытно: теория заговора Америки против наших цветущих, свободных стран - это такая спец-брошюра, которую выдают номенклатуре вместе с гомерической зарплатой?

ШЕНДЕРОВИЧ. Я думаю, это уже наследственное. Мы же с тобой выросли на карикатуре Кукрыниксов, на «дяде Сэме», который тянет к нам пальцы-бомбы, на стихах Михалкова и эпиграммах Ник.Энтелиса в газете «Правда»... Просто нас этим потом вырвало, а они так и носят это в себе, и мучаются...

МИРЗОЕВ.  Им нравится промывка мозгов или они принимают её за что-то другое? За оргазм, например?

ШЕНДЕРОВИЧ. Наша проблема как раз в том и состоит, что они второй век не кончат. Все время бегают возбужденные Америкой и требую «еще», «еще», а радости давно никому нет. И это уже к врачу, конечно... Кстати, Анатоль Франс, по другому поводу, просил не путать суетливость с темпераментом.

ПЕТРУШКА. Опять иносранцев цитируешь?!

ШЕНДЕРОВИЧ. Хорошо, Петрушка, давай закончим на своей, отечественной мудрости...  Какие будут варианты, коллега?

МИРЗОЕВ. Предлагаю синтез двух мудрых мыслей: «Правда хорошо, а счастье лучше, особенно, когда это второе счастье, то есть наглость».

ШЕНДЕРОВИЧ. А у меня – вот такой совет от классика:  «Ты не вникай. У меня один приятель был, он не вникал – благоденствовал, вник – удавился».  Салтыков-Щедрин, из «Современной идиллии».

МИРЗОЕВ. И название подходящее.

ШЕНДЕРОВИЧ. А то!


Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting